Корейская культура

Извините, но у Вас будет девочка. История «Госпожи Ким Чжи Ен, рождённой в 1982 году»

«… А что, если, ну гипотетически, что, если у нас родится третья девочка? Что будешь делать?»
«… Не говори таких вещей. Ты нас сглазишь».

Те Нэм Джу «Госпожа Ким Чжи Ен, рождённая в 1982 году»

Живя в 21 веке, эпохе ежедневно развивающихся технологий и людей, которые во многом следуют тенденциям массовой глобализации, сложно даже представить жизнь женщин, которые «оправдывали» своё существование наличием сына в семье. Именно такое мышление прививалось корейским женщинам с детских лет всего 60 лет назад.

В то время считалось, что семейное благосостояние напрямую зависит от успеха сыновей. Для того, чтобы разобраться в причинах формирования такого мышления, достаточно знать, что одним из основных принципов конфуцианства, религии, которая во многом повлияла на формирование корейской культуры, является «Учение о семье», в основе которого стоит патриархальная модель семьи. Основной целью брака являлось рождение сына-наследника.

Ким Чжи Ен – 34-летняя жительница пригорода Сеула, у которой на лицо признаки расстройства личности, вызванные постродовой депрессией. На протяжении всей книги возникает множество эпизодов, которые указывают на сложности становления женщины как личности в корейском патриархальном обществе.

Начиная с юных лет, Чжи Ен то и дело сталкивалась с притеснениями. Безобидные школьные обеды превращались в стрессовое поглощение пищи. А всё потому, что школьные столовые не могли разместить всех учащихся одновременно. Поэтому было принято выдавать обеды по номеркам. Важно отметить, что первыми свои номерки получали мальчики, а девочки были вынуждены ждать. В романе подробно описано каким триумфом увенчалась победа девочек над этой системой. Они смогли воспротивиться власти и добиться такой желанной справедливости. В книге есть фраза, которая иллюстрирует насколько несправедливой была иерархия в обществе:

«Но они всё ещё не додумались до вопроса, почему мальчиков нумеруют первыми. Мальчики стояли первыми, продвигались первыми, первыми отвечали урок и сдавали домашнюю работу, а девочки ждали, но им никогда не казалось это странным, и они спокойно ждали своей очереди».

Думаю, что большинство из вас смотрели хотя бы одну корейскую дораму о школьной жизни. Посещала ли вас мысль о том, почему обязательным элементом школьной формы для девушек является юбка. Порой мы видим школьниц, идущих в спортивных штанах, но всегда в юбке. Те Нэм Джу приоткрывает завесу откровенной дискриминации по половому признаку, которые происходили с Ким Чжи Ен и её ровесницами в средней и старшей школе.

«Школьная форма была очень строгой особенно для девочек. Юбка должна была быть ниже колен и достаточно широкой, чтобы скрывать очертания бёдер. Прозрачные колготки и носки запрещались. Кроссовки тоже запрещались, только туфли. Идя зимой в школу в туфлях, Чжи Ен так мерзла, что едва не плакала».

Поразительно, но одним из основных негласных правил для женщин того времени было:

«Если ты чего-то не заметила, и не убежала, значит, ты сама виновата».

На протяжении своей жизни главная героиня получала поддержку от мамы, старшей сестры, женщины, которая помогла ей скрыться от преследующего её парня, начальницы, но только не от мужчины.

«Это всё моя вина» / Фото: Малахова Анастасия

Время широкой поддержки женских амбиций наступило в начале 2000-х, когда в Корее был принят закон против гендерной дискриминации, а уже в 2001 году было создано Министерство гендерного неравенства. Несмотря на огромный скачок в сторону равноправия, позиция «она женщина» продолжало препятствовать женщинам на пути к их мечте о достойной жизни в равноправном обществе. Кардинальным стало лишь отношение женщин к собственной жизни, они больше не собирались посвящать себя мужу, детям, быту. Они не хотели отказываться от возможностей и целей, умерять свои амбиции ради будущего, которое может и не наступить. Спустя 20 лет мы наблюдаем эту тенденцию в формировании взглядов поколения «Сампхо», кор. 삼포세대.

Студенческие годы часто ассоциируются с различными секциями или кружками, в которых можно найти единомышленников или просто весело провести время. Одним из таких был туристический клуб, описанный в книге. «Цветы среди травы» – именно так парни называли девушек в их сообществе, отношение к ним было соответствующее. Даже если в поход отправлялась одна из участниц, ей всегда доставалась лучшая комната. Но разве этого добивались Чжи Ен и другие девушки? Они требовали тех же обязанностей и возможностей, хотели иметь право баллотироваться в президенты клуба, становиться секретарями, однако из раза в раз слышали один и тот же ответ от представителей «верхушки» клуба, уверяющих девушек, что им нужно довольствоваться малым:

«Вы освещаете клуб одним своим присутствием».

«История обо мне и о тебе» / Фото: Малахова Анастасия

Книга «Госпожа Ким Чжи Ен, рождённая в 1982 году» стала для меня откровением. Произведение наполнено отчаянием, потерей себя и мольбой о помощи. Главная героиня словно пришла на исповедь к читателю, полностью разочаровавшись в своём окружении, которое не в силах бороться с несправедливым отношением на работе, учёбе и дома. Параллельно с историей Ким Дже Ен я открыла для себя совершенно другую Южную Корею, ту, которая несмотря на закостенелые законы поколений начинает адаптироваться к новым правилам и делает многое для того, чтобы ни сейчас, ни через 20 или 30 лет не появилась «новая Ким Чжи Ен».

Автор: Анастасия Малахова

4 Tagged , , , , ,